Текущий номер (4, 2018)

Программа по социальной работе «Знакомство с космосом» Тимохина Татьяна Александровна

Аннотация: представленная программа по социальной работе направлена на содействие развитию социальных компетенций и формирование позитивных интересов участников программы.  Тематическое содержание ориентировано на детей в возрасте от 7 до 11 лет, обслуживающихся на отделениях дневного пребывания несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания населения. В качестве материала для обсуждения с детьми используются темы, связанные с освоением космоса. Программа адресована специалистам по социальной работе, социальным педагогам, воспитателям учреждений социального обслуживания населения и может быть использована специалистами в практической деятельности. В приложениях к программе дано ее методическое обеспечение. 

Протокол исследования «Социальные траектории детства в современной России» Русакова Майя Михайловна, Одинокова Вероника Александровна, Авдеева Владлена Павловна, Захарова Юлия Петровна, Ерицян Ксения Юрьевна, Любимова Александра Игоревна

Аннотация:  в публикации представлен протокол исследования «Социальные траектории детства в современной России». Цель исследования заключается в том, чтобы оценить влияние институтов защиты детства, семейных и поведенческих факторов на жизненную траекторию детей и предложить рекомендации для программ профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Исследование выполняется по лонгитюдному плану, в нем принимают участие дети в возрасте 10–17 лет, находящиеся в контакте с системой социальной  защиты, их родители (или другие официальные представители), а также специалисты по социальной работе, которые помогают их семьям. Протокол содержит описание методов и процедур исследования и этический регламент, обеспечивающий защиту прав участников исследования – как детей, так и взрослых. Протокол может представлять интерес для академических исследователей, социологов, работающих в системе социальной защиты детей, специалистов по оценке социальных проектов и программ в сфере детства и практиков социальной работы, заинтересованных в методах  диагностики семейной ситуации. Разработка протокола исследования поддержана грантом Российского научного фонда № 16-18-10372 (2016–2018 гг.).

Социальная адаптация инвалидов в России Постников Андрей Евгеньевич

Аннотация: в данной статье предпринята попытка взглянуть на проблему социальной адаптации людей с инвалидностью в России и рассмотреть программу «Доступная среда» как один из способов решения становления личности в обществе.

«Лайфхаки» от газеты «Добрый день» Корчаковского центра (по материалам сборника выпусков за 1993–1996 годы «Сто страниц Доброго дня») Эпштейн Михаил Маркович, Чечерина Ольга Борисовна

Аннотация: в статье представлена обобщенная информация, основанная на публикациях из разных выпусков газеты «Добрый день», одним из издателей которой выступал Корчаковский центр. В подборке представлены материалы, имеющие практическую ценность для разных специалистов, работающих в социальной и педагогической сферах.

Написание сказок как один из приемов развития совместного творчества участников воспитательного процесса Шереметьева Надежда Анатольевна

Аннотация: в статье дается описание процесса создания сказки как творческого метода совместной работы с детьми. Даны рекомендации по организации деятельности, приведены примеры сказок.

Сбалансированное питание для людей с ВИЧ-инфекцией (основные рекомендации) Шурыгина Диана Дмитриевна

Аннотация: в статье представлен краткий обзор основных врачебных рекомендаций по питанию для людей с ВИЧ-инфекцией.

Времена не выбирают Рязанова Инна Леонидовна

Аннотация: в статье раскрывается коммуникативный подход английского ученого и педагога Фиби Колдуэлл (Phoebe Caldwell), более сорока лет работающей с людьми с тяжелым аутизмом. Приводимые цитаты из книг и брошюр Фиби рассказывают, как наладить контакт с людьми, находящимися в глубокой изоляции от социума, с «невербальными» детьми и взрослыми с аутизмом и тяжелыми ментальными нарушениями. Являясь одним из наиболее ярких представителей настоящего гуманизма, не имеющего ничего общего со скрывающимися за словами «социализация», «обучение навыкам», «коррекция поведения» педагогическими манипуляциями, Фиби предлагает читателю разделить мир аутичного человека: учитывать его сенсорные и эмоциональные особенности, помогать, уважать и вместе строить мир общих ценностей и смыслов.

Практические приемы по обучению семьи взаимодействию с детьми с ОВЗ раннего возраста Богорад Полина Львовна, Кулешова Ирина Игоревна

Аннотация: в данной статье представлены практические приемы обучения родителей взаимодействию с детьми раннего возраста, имеющими особенности развития либо вошедшими в группы риска. Вы сможете ознакомиться с содержанием программы развития и рекомендациями, данными родителям в ходе работы с детьми.

Обзор книги Линдси К. Гибсон «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей: как научиться ценить себя и наладить отношения с родителями» Терещенкова Елена Андреевна

Аннотация: недостаток эмоциональной близости вызывает у детей и взрослых чувство эмоционального одиночества. Отсутствие родительского внимания и отвержение в детстве могут негативно сказаться на уверенности в себе и отношениях во взрослой жизни. Книга американского психолога Линдси Гибсон «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» помогает разобраться в проблемах, возникающих у людей, которые выросли с эмоционально незрелыми родителями, и наметить пути их решения.